Как я переделывал свой фонарь на Li-Ion и чуть не сжег его: История одного ремонта
От редакции: Эта история — живой пример того, как энтузиазм и желание починить вещь своими руками могут привести к неожиданным решениям. Автор делится опытом перехода со свинцово-кислотных аккумуляторов на литиевые, честно рассказывая об ошибках и успехе. Отметим, что технические решения и выводы являются личным опытом автора, и позиция редакции может не совпадать с ними, а описанные методы не являются прямой инструкцией к выполнению.
Начало истории: Зимняя посылка от друга
Все началось зимой. Мой друг прислал мне посылкой свой старый фонарь с лаконичной просьбой: "Он не работает, возможно, ты что-то с ним сделаешь". Я, конечно, ответил: "Да без проблем!", ведь люблю ковыряться в электронике, и сразу взялся за диагностику, чтобы понять, что с ним не так.
Получив пациента, я сразу начал его раскручивать. Мне было интересно посмотреть, что там внутри: как реализована схема, какие платы установлены и, самое главное, в каком состоянии элементы питания. Вскрытие показало, что внутри стояли два свинцово-кислотных аккумулятора, которые от времени и эксплуатации заметно вздулись.
Диагностика и поиск решения
Я некоторое время покрутил аккумулятор в руках. На нем не было никаких данных — просто черный корпус без надписей. Пришлось обращаться к Google. Поиск подсказал, что это стандартный 6-вольтовый аккумулятор с емкостью примерно 6000 мА·ч (6Ah).
Осмотрев сам фонарь, я заметил два гнезда: одно под сеть 220В (для встроенной зарядки), а другое — вход под 6В. Я начал размышлять: если покупать такой же свинцовый аккумулятор, то со временем его постигнет та же участь — он вздуется. К тому же, у таких батарей малое количество циклов заряда-разряда, а диапазон рабочего напряжения от полного заряда до разряда довольно узкий.
Тогда мелькнула мысль: а что, если поставить современные литиевые аккумуляторы? Долго не раздумывая, я залез в свои запасы подержанных компонентов, нашел пару тестовых банок 18650, подключил их последовательно и накинул провода на контакты фонаря. И произошло чудо — он заработал, хотя до этого был абсолютно "мертвый".
Закупка компонентов и фатальная ошибка
Вдохновленный успехом, я сразу зашел на сайт интернет-магазина "Мой Проект". Мой заказ состоял из:
- Четырех новых литиевых аккумуляторов.
- Универсальной платы, которая умеет заряжать литий (до 4.2В) и одновременно повышать напряжение до нужного уровня.
Мой план был таким: соединить все аккумуляторы параллельно, чтобы получить максимальную емкость при напряжении 4.2В (стандарт 1S), подключить их к плате, на которой я выставлю выходное напряжение 6 Вольт. Это должно было идеально заменить старый 6-вольтовый аккумулятор.
Момент, когда все пошло не так
И тут я допустил огромную ошибку. Я решил демонтировать родную плату фонаря, которая отвечала за зарядку и, что самое важное, за потребление тока. Я оставил лишь механический регулятор яркости (потенциометр). Я не учел, что этот регулятор нельзя подключать к мощным светодиодам напрямую без драйвера или ограничителя тока.
Я все спаял, подключил, включаю... И вижу, как из-под регулятора начинает идти тоненькая струйка дыма. В тот момент выражение моего лица было примерно таким:
Работа над ошибками и "Франкенштейн"
Я мгновенно все выключил. Первая мысль: "Наверное, напряжение слишком высокое". Попробовал уменьшить его до минимума, но минимум на моей плате как раз и составлял 6 вольт. Значит, проблема была не в напряжении, а в отсутствии той платы управления, которую я неосмотрительно выбросил.
Пришлось возвращать родную плату на место. Предварительно я взял ацетон и тщательно промыл регулятор яркости, потому что ему здорово "досталось" от моего эксперимента. Собрал новую схему: моя повышающая плата подает 6В на вход родной платы фонаря. Включил — все работает! Но выявился нюанс: моя плата заряжала аккумуляторы током лишь в 1 Ампер. Учитывая емкость сборки, зарядка длилась бы очень долго.
Нестандартное техническое решение
Я провел тест-драйв: зарядил фонарь и оставил его включенным. Он проработал 5 часов на максимальной яркости. Однако под конец свет стал тусклым. Оказалось, что стабильные 6 Вольт вместе с родной платой — это все еще не идеальный режим работы.
Поэтому я принял решение, которое некоторым может показаться странным: я купил дополнительную понижающую (Buck) плату. Вы спросите: "Зачем ставить понижающую плату после повышающей? Это же неразумно!". Да, я согласен, это потеря КПД. Но на моей повышающей плате минимальный выход был 6В, а мне нужно было меньше. Я устал искать идеальную плату "все в одном", поэтому решил собрать систему из того, что было доступно.
Финальная конфигурация моего фонаря:
- Аккумуляторная сборка: 4 банки 18650, соединенные параллельно. Общая емкость — честные 8000 мА·ч.
- BMS плата (3А): Добавил отдельную BMS на 3 Ампера для защиты 1S сборки и более быстрой зарядки. Она имеет два ключевых защиты: выключает зарядку при 4.2В (перезаряд) и выключает питание, когда напряжение падает ниже 3В (глубокий разряд).
- Повышающий модуль: Поднимает напряжение с аккумулятора.
- Понижающий модуль: Понижает напряжение до стабильных 3.15 Вольта.
- Разъем Type-C: Врезал современное гнездо, чтобы заряжать фонарь от любой зарядки для телефона.
Результат и выводы
В результате я имею надежный фонарь с огромным запасом энергии. Он светит стабильно ровно благодаря снижению напряжения до 3.15В. BMS плата надежно защищает аккумуляторы от преждевременной смерти. Теперь фонарь может светить всю ночь непрерывно, если поставить его в экономный режим.
Кстати, совсем скоро планирую установить еще и индикатор заряда — тогда это будет "полный фарш".
Отдельно хочу поблагодарить магазин "Мой Проект". Благодаря вашему прекрасному ассортименту я смог реализовать этот проект (пусть и со второй попытки). А менеджеры у вас просто замечательные — дали возможность изменить компоненты в заказе уже во время подтверждения, так сказать, в последний момент, когда я понял, что мне нужно что-то другое.
© 2025 Мій Проект. Автор: Niko. Использование материалов разрешено только с ссылкой на источник.
Написать комментарий